|
ИМПЕРАТРИЦА
Мария Федоровна
|
История
глухих россиян имеет столь же драматическую судьбу, как и история их Отечества.
Изложение исторических событий претерпевало значительные изменения и умышленные
искажения в соответствии с текущей политикой и большевистской идеологией,
зачастую не имея ничего общего с реальной действительностью. С крахом
большевизма в конце 80-х началась переоценка всех исторических событий,
в том числе и истории глухих России. Интерес представляет, скажем, вопрос:
кто и когда начал обучение глухих? Ведь это один из ключевых вопросов,
без ответа на который невозможно объяснить достаточно высокий уровень
интеллекта глухих россиян по сравнению с инвалидами по слуху во многих
других странах. Вопрос этот всегда занимал одно из центральных мест в
историографии и сурдопедагогике. Причем изложение событий до 1917 года
и в последующий период было диаметрально противоположным, подразумевавшим
две истории - до Октябрьского переворота и советского периода.
В официальной сурдопедагогике
и исследованиях ученых - немало противоречий. В специальной литературе
20-30-х годов начало обучения глухих связывалось с царской семьей. Но
тут же делалась оговорка: то, мол, был всего лишь филантропический жест,
к тому же касавшийся исключительной детей из богатых семей, в то время
как дети бедняков были лишены возможности получить образование. В 50-60-е
годы возобладала точка зрения, начисто отрицавшая участие царской семьи
в организации просвещения глухих России. Начало обучения глухих россиян
отодвигалось в стародавние времена, чуть ли не в XI век, а формирование
системы - ко второй половине XVIII века.
Что же было в действительности?
Рассказ об организации первого в России училища глухих его выпускника
Александра Меллера приводится в книге известного сурдопедагога Н. М. Лаговского
"История Санкт-Петербургского училища глухонемых. 1810-1910 гг.",
изданной в 1914 году. Вот что пишет Меллер: "Ребенком я жил в семействе
генерал-лейтенанта Ахвер-дова, который состоял воспитателем при великих
князьях Николае и Михаиле Павловичах. Летом мы живали в Павловске, и мне
часто приходилось гулять с теткой по тенистым аллеям парка. В одну из
таких прогулок я имел счастие встретиться с императрицей Марией Федоровной,
которая, узнав из разговора с моею теткою, что я родился глухонемым, и
что в семействе моего отца, генерал-майора Меллера, в числе шести детей
два сына и дочь глухонемые, серьезно задумалась и, приняв положение семьи
близко к сердцу, со свойственным ей состраданием сказала: "За границей
на участь подобных детей давно уже обращено внимание правительства; там
для образования их учреждены специальные институты; у нас к сожалению,
в этом отношении ничего не сделано..." Продолжая разговаривать с
моею теткою, императрица предложила через нее моим родным отправить меня
вместе с ее братом, герцогом Вюртембергским, за границу для поступления
в институт; но мои родные не решились расстаться со мной и, выразив благодарность,
отказались принять ее великодушное предложение. Этим дело и кончилось.
На следующий день я опять, прогуливаясь в саду с теткой, имел счастие
встретить императрицу. Она изволила подозвать к себе мою тетку и сказала
ей следующие знаменательные слова: "Ваш племянник не дал мне целую
ночь уснуть, я до утра думала об участи его и подобных ему детей, и сегодня,
лишь только оделась, послала за секретарем Вилламовым и поручила ему выписать
из-за границы одного из наиболее известных профессоров, чтобы учредить
в Петербурге училище глухонемых, в которое и будут первыми помещены дети
вашего брата..." Патер Сигмунд не замедлил прибыть из Польши, и первоначальное
училище глухонемых им было устроено в Павловской крепости..."
Изложение этой истории приводится
практически во всех специальных изданиях прошлого века. В 20-30 -е годы,
при советской власти, подчеркивается случайный характер встречи императрицы
с Меллером и на этом основании умаляется значение ее инициативы. Для нас
же важно понять, что послужило толчком для живого участия в судьбе глухих.
Обратимся к личности императрицы. Мария Федоровна (в девичестве София-Доротея-Августа-Луиза)
происходила из старинного германского княжеского рода. В доме своего отца
Фридриха-Евгения Вюртембергского она получила великолепное воспитание
и образование. Выданная замуж за будущего российского императора Павла
Первого, она получила в свое ведение от Екатерины Великой, матери Павла,
вопросы образования и общественного призрения. Знаменитый историк Карамзин
высказывал мнение, что Мария Федоровна была лучшим "министром просвещения"
в России. Плетнев называл ее "министром благотворительности".
Имеются документальные свидетельства, что во время путешествия с Павлом
Первым по Европе она посещала различные образовательные и благотворительные
учреждения. Во время пребывания в Париже она делала это с особым тщанием.
С большой долей вероятности можно предположить, что любознательная императрица
ознакомилась и с обучением в Парижском институте глухих, слава о котором
доходила и до Российской империи. Так, в 1808 году столичные газеты рассказывали
о поразительных способностях глухонемого ученика, а в дальнейшем знаменитого
учителя Масье.
Создав в 1806 году Павловское
опытное училище глухонемых, Мария Федоровна затеяла активную переписку
с аббатом Сикаром, директором Парижского института глухих, пытаясь лучше
понять проблемы своих подопечных. Впрочем, не она была первой императрицей,
проявившей интерес к обучению глухих. Имеются документальные свидетельства,
что еще Екатерина Великая вела оживленную переписку с основателем и первым
директором Парижского института глухих аббатом Делепе. В 1780 году она
поручила своему посланнику передать аббату денежный подарок. Делепе от
подарка отказался и просил передать императрице, что денег он не берет,
но если его скромные труды заслуживают поощрения, то он сочтет знаком
милостивого внимания к себе, если венценосная императрица пришлет к нему
глухонемого, коего он и обучит...
К сожалению, осталось неизвестным,
воспользовалась ли императрица предложением аббата-сурдопедагога. Здесь
уместно упомянуть и сына Марии Федоровны, императора Александра Первого.
Известно, что он с детства страдал глухотой на одно ухо. К тому же будущий
император имел от своей фаворитки М. Нарышкиной внебрачного глухонемого
сына, впоследствии под именем А. Маквица пристроенного все в тот же Парижский
институт... Глухота является весьма заметным недугом в любой семье, и
уже, поэтому можно предположить, что эта проблема волновала царскую семью.
И, следовательно, не только из филантропических побуждений Мария Федоровна,
несмотря на состояние войны с Наполеоном, ведет оживленную переписку с
преемником Делепе - аббатом Сикаром, подробно описывает ему удачный опыт
обучения глухих патером Зигмундом в своей загородной резиденции, живо
интересуется перспективами дальнейшего обучения подопечных.
В частности, она планировала
послать во Францию на стажировку одного из лучших учителей. Однако судьба
распорядилась по-иному. По просьбе матери Александр I дал поручение послу
в Париже князю Куракину провести переговоры с Сикаром на предмет приглашения
в Россию двух учителей. Первоначально речь шла о приглашении Жана Батиста
Жоффре, заведующего начальной школой при институте глухих, и глухого учителя
того же института Лорана Клерка. Предполагалось, что в Санкт-Петербурге
Клерк будет играть ту же роль, что и глухой аббат Месье, ассистировавший
аббату Сикару, поскольку Жоффре недостаточно знал жестовый язык. Но царь
посчитал содержание двух учителей делом дорогостоящим. В результате Сикар
остановил свой выбор на Жоффре, с которым и был заключен контракт. К великому
огорчению Клерка, жаждавшего простора и самостоятельности на поприще просвещения
глухих собратьев. Впрочем, судьба вознаградила Клерка, уготовив другой
исторический шанс: спустя семь лет он получил приглашение от Т. Г. Галлодета
основать школу глухих в Америке и вошел в историю, как родоначальник обучения
глухих в Новом Свете.
Прибыв в 1810 году в Петербург,
Жоффре развивает бурную деятельность, получая постоянную помощь со стороны
вдовствующей императрицы. Мария Федоровна не только выделила необходимые
средства из своей личной казны на приобретение большого дома в Петербурге
педучилище, но и взяла на содержание половину учащихся, учителей, надзирателей,
активно вникала в процесс становления и развития школы. Училище неоднократно
посещал и сам Александр I. Примечательно, что в знак признания заслуг
Жоффре он наградил его орденом святого Владимира, одной из высших наград
Российской империи. Таким же орденом был награжден и аббат Сикар. Жоффре,
будучи директором училища, много сделал для его становления, не прекращая
деятельности до самой смерти, последовавшей в 1828 году.
Преемником Жоффре стал Г. Гурцев,
а затем, спустя несколько лет, В. Флери, француз по происхождению. Последний
вошел в историю не только как замечательный педагог, но и как автор труда
"Глухонемые...", первого в России издания по проблемам воспитания
и обучения глухих. Этот уникальный труд долгие годы был пособием для учителей
и родителей и не потерял ценности и в наши дни. По сути, Флери является
родоначальником российской сурдошколы, которая впоследствии дала миру
целую плеяду талантливых педагогов...
|
|