|
Материалы
межрегиональной научно-практической конференции
посвященной 80-летию Тамбовской школы для глухих детей
Внеклассная
работа
по изобразительному искусству
в Тамбовской специальной школе-интернате
для глухих детей.
Барсукова Е.А. г. Тамбов
Изостудия
(кружок) - наиболее распространенный вид внеклассной работы в школе-интернате
для глухих детей.
Изостудия должна решать следующие задачи:
1. Эстетическое воспитание глухих детей средствами искусства,
воспитание их художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному
и декоративно-прикладному творчеству и помощь в овладении изобразительной
грамотой и основами художественного ремесла.
2. Воспитание человека, творчески относящегося к любому
делу.
3. Начальная профессиональная подготовка в области художественного
творчества, т.е. выявление одаренных школьников и развитие их творческих
способностей в рамках специальной школы-интерната для глухих детей.
4. Развитие у учащихся начальных классов фантазии, образного
мышления.
5. Активизация творческого воображения, эмоциональной
отзывчивости учащихся, их умения оценивать и строить жизнь по законам
красоты.
6. Формирование у учащихся умения самостоятельно разработать
и последовательно выполнить тематическую композицию и воспитание у них
стремления использовать полученные в изостудии знания, умения и навыки
в общественно-полезной работе-оформлении стенных газет, школьных выставок,
праздничных вечеров и т.д.
Для наиболее полного решения
этих задач необходимо использовать уроки рисования и различные формы внеклассной
работы.
Возможности внеклассной
работы открывают широкий простор для эстетического воспитания.
Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются продолжением
классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых,
это занятия для тех детей, которые серьезно интересуются изобразительным
искусством. Занятия в изостудии являются для них эстетической потребностью.
Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков.
На уроках учитель обязан проводить обучение в соответствии со школьной
программой. Организация работы кружка включает разработку содержания занятий
с учетом склонностей интересов учащихся разного возраста. В кружках значительно
шире применяются такие рисовальные материалы, как гуашь, темпера, черная
тушь, сангина, пастель, мелки.
Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого Учащегося
и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными
пособиями и пр.).
Отличительной особенностью занятий в кружках является и то, что большинство
учебных заданий в кружке рассчитано на относительно длительное время -
3-6 часов, тогда как на уроке ИЗО самый длительный рисунок выполняется
в течение 2-3 часов.
В нашей изостудии существуют
такие виды работ: рисунок, живопись, композиция и оформительское дело.
Формы и методы работы в изостудии
более схожи с условиями в аудитории художественной школы. В кабинете на
уроке рисования с натуры дети работают за партами, а в изостудии дети
выполняют работу за мольбертами.
При хорошо организованной внеклассной
работе увлечение изобразительным искусством может продолжаться и в старшем
возрасте.
В работе школьной изостудии
учитель имеет возможность полностью использовать свою педагогическую квалификацию
и творческий потенциал.
Внеклассная работа дает учителю
полную свободу для творчества, а для учащихся создает возможность полнее
проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного
искусства, участвуя в работе изобразительных кружков, экскурсиях, в оформительской
деятельности для школы.
Внеклассные занятия привлекают
разнообразием своих форм и видов все больше учащихся. Нередко выявляются
художественно-одаренные дети.
Учителю рисования необходимо хорошо знать своих учеников, их индивидуальные
интересы, привычки и т.п., чтобы иметь возможность развивать их творческие
способности. Но нельзя организовывать внеклассную работу по ИЗО так, чтобы
она сводилась бы к наличию изостудии только для особо одаренных детей.
На этих занятиях можно не требовать
от детей с меньшими возможностями канонического выполнения рисунков, но
к одаренным детям требования должны быть высокими.
В процессе обучения в изостудии дети больше раскрывают себя через рисунок.
Имеется возможность выявить
у учащихся уровень самостоятельных действий, раскрытие их способностей
в нахождении наиболее выразительных средств для передачи образа. Занимаясь
в изостудии, дети постепенно приобретают независимость в выборе разнообразных
художественных материалов для изображения какой-либо темы, а учитель развивает
их способности, сохраняя индивидуальный стиль каждого ученика изостудии.
В нашей изостудии учащиеся
работают в условиях полной свободы, построенной на доверии друг к другу.
Дети передвигаются, обсуждают свои работы, советуются друг с другом, спорят,
шутят. Получается, что все работают усердно, а усталости нет ни у кого,
все увлечены делом.
В 1993 году под моим руководством был организован кружок "Роспись
по дереву". В течении 2-х лет обучения учащиеся изучали технику и
приемы хохломской росписи. Первой выставкой, где принимали участие наши
учащиеся, была выставка художественного творчества детей школ-интернатов
Тамбовской области.
На выставке экспонировались
их работы: разделочные доски, поделки, выполненные в стиле хохломской
росписи, декоративные рисунки. Работы учащихся вызвали положительные отзывы
посетителей выставки.
Изостудия была организована
(1995 г.) на базе кабинета рисования.
Учитывая возрастные особенности,
уровень умений, учащиеся были зачислены по группам: в 1-ю группу вошли
учащиеся 1-3 классов (4 часа в неделю); во 2-ю группу - учащиеся 4-6 классов(по
3 часа 2 раза в неделю); в 3-ю группу - 7-10 классов (по 3 часа 3 раза
в неделю).
Как правило, в кружке одновременно
занимаются 6-12 человек.
Меньшее количество учащихся
в кружках даст возможность учителю больше внимания уделить индивидуальной
работе, подробно объяснить каждому школьнику правила рисования, законы
перспективы и т.п.
Содержанием занятий труппы детей
начальных классов является живопись. Дети рисуют с натуры простые по форме
овощи, фрукты, цветы, затем переходят к созданию художественных образов
- автопортрет с животным, персонажи сказок, в цирке.
Первоклассники привыкли выполнять
рисунки по шаблонам. Мне кажется, что "шаблонное" рисование
задерживает развитие самостоятельности, мешает развитию воображения.
В начале учебного года я предложила
детям нарисовать грушу. Дети в один голос заявили, что им это трудно,
потребовали шаблон или чтобы я каждому помогла нарисовать контур груши.
Я постаралась преодолеть их неуверенность. Для этого, на классной доске
показала, как нужно рисовать контур груши. Затем контур был стерт, и дети
одни лучше, другие хуже, помогая друг другу, учились рисовать грушу.
Все начинающие в первое время срисовывают изображение с наглядных пособий.
Например: на столе лежат картинки с изображением грибов, ягод, фруктов,
рыбок. Ученик сам выбирает одну из них, например, "яблоко" (приучается
к самостоятельности в выборе темы) и рисует выбранный им предмет. Наша
цель в этот период не изображение яблока, а обучение правилам рисования:
компоновка на листе, построение, цвет, штрих и т.д. Потом ребенок рисует
рыбу, а учитель напоминает ему правила рисования. Затем ученик переходит
к рисованию с натуры. Учитель снова, независимо от того, что рисует ученик,
постоянно напоминает ему правила рисования. Многократное повторение правил
рисования уже в первые месяцы обучения приводит к их быстрому усвоению.
Рисовать, писать с натуры могут
и первоклассники, если им толково объяснить и показать, как это делается
- как рисуется, например, натюрморт из простых по форме предметов: крынка,
яблоко, драпировка, или как начинать писать этот же натюрморт красками.
Но для детей этого возраста гораздо важнее другое: развитие фантазии,
воображения. Форма, величина предметов могут быть на рисунке деформированы
и сдвинуты за счет выразительности, цвет взят такой, какой не увидишь
в натуре, яркий и красивый по сочетанию. Рисунок выглядит наглядным и
декоративным, хотя на этом этапе погрешности очевидны: нарушены пропорции,
величина, появилась обратная перспектива. Однако все эти нарушения только
помогают полнее передать выразительность рисунка.
Творческие задания это
основной методический прием в работе с учениками начальных классов школы.
Темы творческих заданий для них таковы: "Цирк", "Клоун",
"Зверюшки", "Моя мама самая красивая", "Добрый
волшебник", "Злой волшебник". "Осень", "Идет
дождь", "Зимний день", "Пришла весна", "Цветы
весны", "Кошка", "Друзья".
Для учащихся 4-6 классов организуются занятия живописью (работа с натуры),
композицией (тематическое рисование) и иллюстрированием литературных произведений.
Учащиеся старших классов занимаются рисунком, живописью, композицией,
иллюстрированием литературных произведений и оформительским
делом.
В средней и старших группах
при объяснениях задания по теме рисования с натуры (акварель или гуашь)
подробно излагаются правила работы с акварельными и гуашевыми красками.
На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили технику работы
с акварелью или гуашью, объяснение ведется с помощью заранее подготовленных
таблиц; изображающих несколько фаз, композиционное размещение рисунка
на листе бумага, постепенный ход построения линейного рисунка и работа
с акварелью или гуашью.
В процессе рисования с натуры
дети обучаются в целях понимания реальной формы предмета обозначать легкими
(вспомогательными) линиями невидимые части предмета.
При работе над выявлением объема
и цветовой характеристики предметов дети обучаются правильно держать кисть,
следить за обязательным предварительным разведением краски водой на кусочке
бумаги, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовых отношений
при первой прокладке акварелью или гуашью. Дети должны запомнить, что
первая прокладка поверхностей основными (локальными) цветами должна быть
выполнена в силу освещенных мест, причем, в самых светлых местах (на бликах)
бумагу оставляют чистой. Вторая прокладка лепит рельеф предметов, увязывает
их цветовые соотношения с фоном и с той плоскостью, на которой предметы
поставлены. Третья (завершающая) прокладка объединяет все тональные отношения
наложением полутонов, усилением теней предметов и дает характеристику
их по цветам и материалам, фактуре.
При работе с акварелью или гуашью, учителю надо следить за тем. чтобы
кисть каждого ученика была обильно "наполнена" разведенной краской.
Руководя работой учащихся, учитель не должен ограничиваться объяснениями,
а стараться больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить
краску, подбирать нужные тона и цвета.
Под композицией (тематическое рисование)
подразумевается работа по собственному замыслу.
Начинающий ученик сначала работает над эскизом на черновике, под наблюдением
учителя, компонует композицию в листе, затем переходит к работе над деталями
композиции и переносить все это на чистую бумагу.
При рисовании композиции подбирается
наглядный материал из имеющейся у нас библиотечки: рисунок костюма, интерьера,
предметов быта и т.д. Это содействует активизации самостоятельности. Использованию
наглядного материала придается большое значение.
В работе постоянно используются межпредметные
связи: дети иллюстрируют произведения, которые изучают на уроках литературы.
Дети должны быть хорошо знакомы с литературным произведением, которое
они собираются иллюстрировать, а так же и с другими иллюстрациями по этому
тексту. После этого дети самостоятельно делают свои иллюстрации к тексту.
При иллюстрировании литературных произведений
учитель, знакомит детей с репродукциями картин известных мастеров, где
внимание детей обращается на композиционное и цветовое решение.
Ученик должен рассказать о своих наблюдениях и впечатлениях от увиденного:
какого цвета было небо или облака, или какова земля в разную погоду? Что
темнее? Что светлее? Что тешке? Что холоднее? и т.п. От рисунка к рисунку
усложняются задачи, повышаются требования.
Ведется систематическое ознакомление
учащихся с произведениями художников.
Проводятся беседы о жизни и творчестве выдающихся живописцев, разъяснения
изображенного на картине. К раскрытию замысла и идей художника учащиеся
подводятся через анализ изображенного на картине.
Подбираются слова для рассказа. Например,
говоря о цвете, подбираю слова характеризующие его с помощью разных сравнений,
добиваясь разных ассоциаций (красный цвет - сочный, радостный или тяжелый,
трагический; голубой, зеленый цвет - воздушный, легкий, цвет нежности,
цвет весны, цвет свежести и т.д.)
Таким образом у глухих учащихся формируется
заинтересованность к полноценному восприятию произведении искусства, стремление
к обостренному наблюдению окружающей действительности и желание постигнуть
тайны изобразительного искусства и самих себя.
В процессе работы у детей появляется
желание творчества, потребность, как можно ярче передать в линиях и цвете
многое из того, что их окружает. Учитель им только помогает восстанавливать
в памяти увиденное, тренирует и развивает у детей пространственное и цветовое
мышление. Задача учителя - научить ребенка понимать красоту в простом
и воспроизводить ее через рисунок, творить, поддерживать порыв к созданию
чего-то нового. Это оказывается полезным ему в любом виде деятельности.
Есть среди наших воспитанников и трудные
дети. К ним надо относиться доброжелательно, проявляя при этом требовательность
к их поведению. Необходимо заниматься с каждым учеником индивидуально,
помогать ему в зависимости от его возраста, общего развития.
Глядя на работы одаренных детей, другие стремятся к совершенству.
В нашей изостудии особенно выделяется ученица
пятого класса Сапрыкина Марина. Учится
она посредственно, словарный запас ее очень беден, но после уроков - первая
мчится в изостудию, чтобы заняться рисованием. Только на занятиях в изостудии
она полностью раскрывается, рисует окружающий мир в своем удивительном
цветовом решении. Ее рисунки, выполненные гуашью, поражают своей непосредственностью,
яркостью, гармонией и свежестью красок. У нее очень развито чувство цвета.
Ее работы неизменно отмечаются профессионалами и награждаются на различных
выставках.
В речь детей за время обучения прочно вошли художественные термины: компоновка
в листе, равновесие, контраст, тени: собственная и падающая, блик, рефлекс,
свет, полусвет, полутон, фон.
В результате обучения рисованию в изостудии учащиеся могут самостоятельно
составить цвета из 2-3 красок, определить по сочетанию оттенки, у них
развивается чувство цвета. Дети освоили понятие "теплый" и "холодный"
тон.
Занятия в нашей изостудии позволили
многим учащимся подготовиться к поступлению в специальные художественные
учебные заведения.
В разные годы были приняты 3 человека
в художественный колледж дизайна в Павловске Ленинградской области. Были
подготовлены к поступлению в техникумы 7 человек.
Владение ими изобразительной техникой хохломской росписи помогает ребятам
и содействует социальной адаптации.
Большой воспитательный эффект дает
организация выставок детских рисунков. Выставки оформляются учащимися
под руководством учителя. При оформлении выставки большое внимание уделяется
развитию эстетического вкуса детей: положение рисунков и подписей к ним
на стендах. В начале экспозиции обязательно вывешивается плакат, в котором
сообщаются авторы работ, тематика рисунков.
Школьные выставки детских художественных
работ, представляя собой первый этап смотра детского творчества, находят
свое дальнейшее развитие в районных, городских, областных и международных
выставках.
Такие выставки являются настоящими
экзаменами для детей. Учащиеся изостудии долго и кропотливо готовятся
к ним, зная высокие требования, которые члены жюри предъявляют к их работам.
О возросшем в последнее время уровне детских художественных работ, о большой
учебно-воспитательной работе, которую проводит изостудия, наглядно свидетельствуют
последние выставки творчества.
|
|